Блюзовые гаммы на гитаре — инструкция для начинающих
Многие начинающие гитаристы узнают о пентатонике. Этим они открывают вход в мир рок-произведений и многих других песен, которые строятся на этом звукоряде. По мере изучения музыкант расширяет свой кругозор, продвигается до блюзовой гаммы для гитары. Она – давний сосед пентатонической, но звуков в ней на одну ноту больше. В этом и состоит отличие, которое добавляет новую краску в звучание.
Для чего вам стоит выучить позиции блюзовых гамм
Многие культовые сольные партии на гитаре замешаны именно на этом приеме. Для того чтобы не заучивать каждое соло «с нуля», необходимо набрать багаж из ликов и фраз. Большинство из них повторяются в той или иной мере.
Кроме того, это поможет выучить ноты и лучше видеть гриф. Когда вы заучите эти позиции, произведения в других жанрах также будут даваться легче.
Любые гаммы используются не только в виде выученных табулатур. Ими можно украшать собственные сочинения. Умение импровизировать поможет взаимодействовать с другими музыкантами. Порой приходится отходить от оригинальной тональности, добавлять в трек что-то своё. Чтобы не затеряться в музыкальном многообразии, заучите сам принцип построения.
Блюзовые гаммы. Теория простыми словами
Прежде чем перейти к практике, разберем азы теории. Зная правила построения различных музыкальных фраз, вы сможете гораздо легче осваивать новый материал.
Как строится блюзовая гамма
Для понимания необходимо сначала ознакомиться с пентатоникой. Различие в одной ноте, обозначения такие:
- Б – большая;
- М – малая;
- 2 – секунда;
- 3 – терция.
Минор
Рассмотрим такую схему.
М3 – Б2 – М2 – М2 — М3
Если отстроить в Ми миноре, получим:
- От «ми» – полтора тона – открытая 6 – 3 лад на шестой («соль») – например, безымянным;
- От g – 1 тон («ля» — открытая 5);
- От a – 0,5 тона – («a#» — 1 лад пятой) – указательным;
- От a# – 0.5 – («h» — 2 лад пятой) – средним;
- От H – 1,5 – («d» — открытая четвертая).
Мажор
Здесь последовательность будет иметь такой вид.
Б2 – М2 – М2 – М3 – Б2
Играем следующим образом:
- От ми (открытая 6) – 1 тон – фа# (2 лад шестой струны) – указательным;
- От f# – 0,5 – соль (3 лад той же струны) – средним;
- От g – 0,5 – соль # (4 лад и снова на шестой) – безымянным;
- От g# – 1,5 – си (2 лад пятой) – указательным;
- От h – 1 т. – C# (4 лад пятой) – безымянным.
Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы
Как и в других комбинациях, построение интервалов и создает отличительные звуковые особенности. Для «параллельных» гамм действуют те же правила, что и для натуральных. В качестве примера возьмём популярные a-moll и C-Dur:
A – C – D – D# — E – g
C – D – Eb – E ♮– G – A
Знание параллельных тональностей помогает сориентироваться во время импровизаций, а также на грифе. Например, чтобы из C-Dur перейти в a-moll, не обязательно учить их обе. Достаточно отложить вниз М3 (C – 1,5 – получится как раз «a»). Их аппликатура одинакова. Поэтому при переходе даже не придётся менять пальцы.
Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив
Этот звук значительно дополняет вашу импровизацию. Вы сможете раскрыть новые грани музыки, добавлять краску в разучиваемые произведения.
Для минорный комбинаций следует обратить внимание на промежуток между ступенью 3 и 4. Мы понижаем 4 – это будет та самая блюзовая нота.
В мажорных смотрим на 2 и 3 струны. При понижении 3 получаем то, что требуется.
Смотрите в видео: Одна нота, которая сделает ваши соло по-настоящему блюзовыми (блюзовая Нота) — уроки игры на гитаре.
Аппликатуры и обозначения
С некоторыми из них вы уже встречались на страницах других наших разборов. Например, нумерация пальцев.
Левая рука (они прописаны в кружках):
- 1 – указательный;
- 2 – средний;
- 3 – безымянный;
- 4 – мизинец.
Другие условные обозначения:
- красный шарик – все ноты, которые играются в приведенной комбинации;
- зелёный – блюзовая нота;
- чёрные – тоники (мы с них начинаем, в них же приходим).
A (ля) минор блюзовая гамма – 6 позиций
Возьмем одну из самых простых гамм для примера. Хорошо будет, если вы не просто вызубрите эти схемы, но и поймете общий принцип их составления. Для этого нужно сначала познакомиться с натуральной гаммой. Затем убрать из неё некоторые ноты, превратив её в пентатоническую. Теперь с помощью рисунка можем пользоваться блюзовой.
-
1 позиция
-
2 вариант
-
3 позиция
-
4 схема
-
5 позиция
-
6 комбинация
Аппликатуры блюзовых гамм в других тональностях
Играть блюз можно не только в тональности Ля минор:
-
До минор (C min) – Ми-бемоль мажор (E♭ maj)
-
Ре минор (D min) – Фа мажор (F maj)
-
Ми минор (E min) – Соль мажор (G maj)
-
Фа минор (F min) – Ля-бемоль мажор (A♭ maj)
-
Соль минор (G min) – Си-бемоль мажор (B♭ maj)
-
Си минор (B min) – Ре мажор (D maj)
Упражнения и блюзовые лики для развития техники игры
Теперь попрактикуйтесь на заготовленных ходах, которые называются «лики». Они могут использоваться как самостоятельные упражнения, так и добавляться в вашу игру – произведения, самостоятельные сочинения, импровизацию:
-
лик 1;
-
упражнение 2;
-
вариант 3;
-
лик 4;
-
схема 5;
-
лик 6;
-
упражнение 7;
-
лик 8;
-
лик 9.
Музыка не ограничивается ликами и фразами. Чтобы заниматься сочинительством и импровизировать, необходимо знать основные базовые вещи. Они помогут ориентироваться в новом и пройденном материале и добиться высот в исполнительском мастерстве.
Надеемся, что вам понравилась статья о блюзовой гамме на гитаре. Будем рады вашим комментариям, распространению статьи в социальных сетях. Добавляйте страницу в закладки!
Также рекомендуем посмотреть подборку видео, которые закрепят знания и ответят на оставшиеся вопросы.
Блюзовая гамма на гитаре учим за 3 минуты.
Гитарный урок: Блюзовая гамма.
Просмотров: 9527