Гитарный бой Высоцкого — разбор в популярных песнях

Владимир Семёнович стал не только легендой бардовской песни. Он открыл стиль, в котором совмещались лирика, трагизм, философия. А в музыкальном плане – балладность, народно-дворовые мотивы, эстрадность, и даже элементы акустического рока. Помимо голосовой и текстовой составляющей, важным компонентом стал бой Высоцкого.

Высоцкий

Многие пробуют его выучить и играть максимально похоже. Сам поэт играл в разной манере, поэтому для каждой группы песен (в примерно похожем стиле) сохранился уникальный ритмический рисунок. Мы постараемся разобрать основные нюансы и рассказать о некоторых ритмах, которые использовал Высоцкий.

Как играть бой Высоцкого на гитаре

Для начала разберем основной элемент, который называют блатным боем Высоцкого. Важную часть в технике занимало чередование басов (всегда играем большим пальцем). Они выделяются и дают определенную краску. Для примера зажмите Am. У него чередуются басы 5-6, либо 4-5.

В первом варианте удары исполняются указательным пальцем.

Бас — ↓↑  — Б — ↓

Второй вариант несколько видоизменяется по направлению стрелок. Здесь всё идёт вниз, за счёт того, что первую стрелочку ударяем средним пальцем, а сразу следом за ним – указательным. Третью стрелку удобнее будет брать средним.

Бас — ↓↓  — Б — ↓

Другие варианты боя Высоцкого

Бас — ↓ — Б — ↓

Один из вариантов, которым часто пользовался Высоцкий. В таких песнях, как «Сентиментальный боксёр», скорость разгоняется очень сильно.

Еще один основной элемент:

Бас — ↓Х — Б — ↓Х

То же самое, что первый, но с заглушкой.

Ещё один нюанс, который использовал музыкант, это:

↓↑ ↓ ↓ 

Более детальный разбор смотрите ниже на примере композиций (например, «Пожары»).

Также, например, в песне «Бабье лето» можно добавлять щипок трёх струн:

Б – Щ – Б – Щ

Иногда Высоцкий одновременно извлекает басовую ноту и первую или вторую струну (средним или безымянным). Получается совмещение баса и мелодической линии.

5+1 – 6+2 или 5+1 – 6+1

Бой как в песне «Я не люблю…», «Парус», «Охота на волков»

Б -↑↓Х↑

Первая стрелка вверх – указательным. На втором ударе – акцент. Иногда его можно не глушить. Третья – ребром большого вверх.

Бой для медленных песен (для примера «Чуть помедленнее, кони…»)

Б -↑↓↑

Здесь удары выполняются указательным или средним (также их можно чередовать). На второй стрелочке рекомендуется сделать акцент. В зависимости от настроения (даже в самих «Конях») можно варьировать темп от медленного к более быстрому.

Бой как в песне «Баллада об уходе в рай», «Пожары»

Эти композиции особо полюбились меломанам, поэтому их часто исполняют под гитару на домашних посиделках, на лавочке или на природе.

«Пожары»:

Б — ↓  — Б — ↓ — Б — ↓↑ ↓ ↓

Основная особенность – во втором элементе стрелка №3 играется преимущественно по басовым нотам. А №4 – по верхним струнам (1-3). Таким образом, одно движение вниз разделяется на два – по басам и по верхнему голосу.

«Баллада об уходе в рай»:

Б — ↓↑  — Б — ↑↓ ↑

Здесь несколько вариантов исполнения:

  1. Ударяем бас большим пальцем, затем вниз указательным и вверх большим (как бы делаем замах ребром, попутно задевая струны), и опять вниз. За вторым разом вверх-вниз уже указ-ым. 3-я стрелочка опять большим.
  2. Басы – большим, остальное – только указательным.
  3. Самый сложный. Бас – большим, затем вниз средним (как бы ногтем) и вверх указательным (подушечкой). Второй элемент – бас, средним – вверх (подушечкой), вниз (ногтем), указ-ым (подушечкой) – вверх.

Третий вариант самый трудный, однако добавляет именно звучание Высоцкого, как раз за счёт чередование острой атаки (ноготь) и мягкой (подушечка). Но из-за постоянного чередования этих приёмов он непрост в усвоении.

Бой как в композиции «Песенка о слухах»

Б — ↓Х  — Б — ↓Х  — Б — ↓↑ ↓ ↓

Первая часть может исполняться как с заглушкой, так и без. Вторая похожа на бой «Пожары». Отличие в том, что на третий удар делаем акцент и играем не по басовым, а по верхним (как и удар 4) – отрывисто.

Бои Высоцкого разнообразны и многогранны. Практически в каждой песне есть свои небольшие нюансы, которые делают ее ритм узнаваемой. Но основные элементы мы перечислили в этой небольшой обзорной статье. Далее лишь стоит слушать, экспериментировать и играть творчество великого барда.

Пробовали ли вы сыграть бой Высоцкого? Какой именно выбрали? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Постичь азы гитарного боя Высоцкого поможет видео:


 

Оцените статью
Akkordam