7 вариантов исполнения чеченского боя с табулатурами и аудио примерами

Привет! Сегодня поговорим о приемах игры на гитаре. Если из боев вы знаете только шестерку и восьмерку, эта статья для вас. Поговорим о запоминающемся и необычном виде ритмического рисунка – о чеченском. Надеюсь, сегодняшний урок научит вас новым приемам и поможет лучше разобраться в теме боев.

Чеченский бой на гитаре. Общая информация

Изначально это народный прием, который распространился в другие жанры, в том числе в тяжелый рок. Так случилось из-за того, что подобные пассажи требуют немалого мастерства. Научившись, можно продемонстрировать впечатляющую технику владения гитарой.

Большое преимущество, облегчающее исполнение чеченского боя, – это вариативность. Если вы и забудете часть, всегда сможете импровизировать. Главное – вписать измененный отрывок в ритм. 

Особенность исполнения кавказских мотивов

Чеченские мотивы – быстрые и ритмичные. Это буквально лезгинка на гитаре пальцами. В них много элементов. Чтобы их освоить, потребуется много практики. За небольшой временной промежуток нужно совершать много движений. 

При этом они должны быть ритмичными и четкими, иначе композиция не зазвучит. Поэтому для игры рука должна быть твердо поставлена.

Важные детали техники игры

Перед тем как учиться чеченскому бою на гитаре, нужно запомнить ряд тонкостей:

  1. Акценты на удары вверх, когда обычно они ставятся вниз. Необычное звучание достигается благодаря именно этой детали.
  2. Игра несколькими пальцами. При нескольких ударах вверх струны цепляются поочередно указательным и средним. Получается «прогулка» по гитаре.
  3. Темп 16/16, когда в привычных нам мелодиях – 4/4 или 3/4 в вальсе. 

7 вариантов исполнения с табулатурами и аудио примерами

Новичку играть чеченский бой лучше по самой простой схеме. По мере овладения техникой, переходите к более сложным вариантам. 

Схема 1. Простой вариант Кавказского боя на гитаре

⇩-⇩⇧-⇩⇧

Каждая черточка – это небольшая пауза. Здесь все достаточно легко, это немного напоминает усложненный вальсовый и играется так же. Отличие в скорости – в идеале она составляет 150-180 bpm.

Есть и второй вариант:

⇧-⇩⇧-⇩⇧

Схема 2

Усложним последовательность приемом из испанской музыки. Расгеадо – это такой пальцевый веер. Здесь мы используем нисходящее. Чтобы его исполнить, опустите пальцы к первой струне, а потом поочередно поднимайте их к шестой, проводя каждым по струнам. Чтобы звук не был смазанным, отодвиньте кисть подальше от корпуса гитары. Так выглядит рисунок, который нужно сыграть:

↓↑↑↓↑↑↑↑↑

Для этого указательным мы бьем вниз, а потом дергаем вверх сначала безымянным, а потом средним в первой тройке. 

Во второй части рисунка указательным бьем вниз, потом вверх в таком порядке: безымянный – средний – безымянный – средний – указательный. 

Используя разные пальцы в одном направлении, мы получаем ровный звуковой поток без пауз, чего не дает игра всей ладонью. 

Схема 3

Подключаем расстановку «пистолетик». Понадобятся большой и указательный, остальные можно подобрать в ладонь.

⇩⇧⇩⇩⇧⇩

Здесь сначала проводим большим вниз, а остальную часть доигрываем вторым.

Схема 4

⇩⇧⇩⇩⇩⇧Х

Две стрелки здесь меньше остальных – на них нужно проводить не по шести струнам, а только по первым четырем. Крестиком обозначена заглушка.

Кроме того, здесь мы используем уже известное расгеадо, но в этом случае не нисходящее, а восходящее – с шестой струны. И начинается оно не с последнего пальца, а с первого.

Такую схему можно увидеть в песнях Амихрана Масаева.

Схема 5

⇩-⇧⇩⇧⇧-⇩

Тут трюк в чередовании пальцев: 3 безымянным – средний – безымянный – средний. Сначала это кажется неудобным, ведь при игре мы почти не используем такие расстановки. Но как только мышцы привыкнут, вы сможете сильно разгоняться.

Схемы 6-7

Эти 2 варианта чеченского ритма на гитаре достаточно похожи, а по объяснениям легко их понять.

Как играть Чеченский, Кавказский бой на гитаре, видео урок разбор:

Чеченский бой на гитаре. Разбор (очень медленно):

Заключение и советы

Я советую разбирать любые приемы на наглядных примерах: слушайте песни или народные композиции. Особенно это важно в таком сложном бое, как чеченский.

Начинайте с 50-60 bpm, ускоряйтесь постепенно.

При игре чеченского боя можно опираться большим пальцем на гриф гитары для большей устойчивости.

Овладение этой техникой не будет быстрым, но потом вам станут доступны многие другие техники, например фламенко, испанские мотивы.

Чеченские мелодии зачастую танцевальные, поэтому вы сможете оживлять атмосферу на квартирниках.

Чеченский бой хорошо подходит для импровизаций. Поэтому часть, исполненную им, можно прерывать постукиваниями по корпусу гитары, щелчками, чесом с заглушкой без звука.

А какой прием или бой для вас самый сложный? 

Поделитесь статьей с друзьями-музыкантами, если она была полезной! Сохраняйте текст в закладки, чтобы вернуться к нему во время обучения. 

Дата публикации: 30.01.2022
Просмотров: 11593
Комментарии (1)