Нередко начинающие музыканты сталкиваются с такими понятиями, как «квинтовый круг» или «кварто-квинтовый круг». А на самом деле – это полезнейший инструмент, который может оказать существенное влияние на общую тональность композиции, и пользуются им не только новички, но и профессиональные музыканты.
Что такое квинтовый круг тональностей?
На самом деле, квинтовый круг – это визуализация всех мажорных и минорных тональностей. Как правило, во внешнем круге размещаются мажорные тональности, а родственные минорные – размещаются внутри круга. Квинтовый круг предназначен для того, чтобы музыкант любого уровня мог визуально увидеть отношение между тональностями и аккордами. Чаще всего его используют для следующих целей:
- Запомнить ключевые знаки – в верхней части круга указана тональность до мажор без диезов и бемолей. Если двигаться взглядом по часовой стрелке, то с каждым шагом к аккорду прибавляется диез. В случае, если двигаться против часовой стрелки, то к каждому аккорду прибавляется бемоль.
- Сочинять музыку. Большинство композиций в современной эстраде состоит из нескольких аккордов, расположенных в гармоничной последовательности. Квинтовый круг позволяет выбрать из многообразия аккордов самые гармоничные – в любой четверти круга, указанные три мажорных и три минорных аккорда будут звучать максимально гармонично.
- Транспонирование аккордов. Иногда для достижения максимально гармоничного звука аккордов приходится переписывать всю композицию. Квинтовый круг позволяет работать как со всей композицией в целом, так и с её участком, позволяя существенно сократить время на подбор гармоничного аккорда.
Что нужно знать, чтобы выучить квинтовый круг?
Чтобы выучить квинтовый круг, а также постичь его суть, давайте разберёмся в некоторых терминах – музыкальный интервал, тональность и знаки альтерации.
Что такое музыкальный интервал?
Музыкальным интервалом принято называть сочетание двух звуков, взятых одновременно (гармоничный интервал) или последовательно (мелодический интервал). Для работы с квинтовым кругом достаточно знать два простых совершенных консонанса – квинту (пятую часть) и кварту (четвёртую часть). Тоновая величина чистой квинты включает в себя 3,5 тона, в то время как чистая кварта – 2,5 тона.
Что такое тональность?
Тональностью называется высотное положение лада, построенного от определённой ноты. Говоря проще, так называют высоту звучания музыкальной композиции, которая определяется тоникой. Нельзя упускать и термин «параллельная тональность» — так называют тональность, которая играется в миноре или мажоре с разными тониками, но имеют одинаковый набор аккордов и ключевых знаков.
Что такое знаки альтерации?
Под термином «знаки альтерации» понимаются звуки, которые используются при нотном письме, обозначающие повышение или понижение высоты звука без изменения его название. Диез (на бумаге выглядит как #) повышает звук на полутон, бемоль (обозначается буквой b), в свою очередь, понижает звук на тот же полутон. В музыке существуют так же и дубль-диезы и дубль-бемоли, которые регулируют звук сразу на целый тон.
Как использовать квинтовый круг?
Зная всё необходимое для использования кварто-квинтового круга тональности, пора переходить к основным вариантам его использования.
Транспонирование
Самый очевидный метод применения круга – это транспонирование, которое помогает «подогнать» любую композицию под ваш голос. Этот метод применяется, если вы хотите петь определённую песню, но музыка и ваш голос не сочетаются – не можете войти в тональность, голос выглядит как грубо наложенная «заплатка»… Представьте теперь, что круг – это набор аккордов, которые можно менять также, как тональности нот. Несложно, правда?
Давайте для примера разберём некую довольно простую песню – например, «Кукушку» группы Кино. Обычно её играют на пяти аккордах — Am, C, G, Dm, F. Однако тональность ля-минор, в которой исполняется данная композиция, подходит не всем. К примеру, обладателям более высокого голоса, нежели у Виктора Цоя, следует играть в более низкой тональности – тут на помощь и приходит кварто-квинтовый круг. Внимательно смотрим на то, как располагаются аккорды на нём и поворачиваем по часовой (на возвышение) или против часовой (на понижение тональности) стрелки. И проделываем это с каждым аккордом – по завершении, вам останется лишь спеть «Кукушку» в новой тональности и узнать, насколько её исполнение будет гармоничным с вашим голосом. Для наглядности, можно показать транспонирование аккордов из тональности ля-минор в тональность ми-минор – в ней «родные» аккорды Am, C, F, Dm, F будут заменены на Em, D, Am, Em.
Сочинение музыки
С применением круга тональностей у композиторов и бардов отпадает необходимость в перебирании разных аккордов – можно использовать квинту или кварту круга и выстраивать гармоничное звучание композиции, используя лишь несколько аккордов. Однако следует помнить о том, что есть такие термины как «тоника», «доминанта» и «субдоминанта». Все эти три термина считаются основными устойчивыми ступенями лада, напрямую влияя на гармоничность мелодии.
- Тоника – это основной звук гаммы, который задаёт тональность аккорда. Также он напрямую указывает на тональность аккорда – мажор или минор.
- Доминанта имеет максимальное напряжение, стремясь развиться в тонику. Однако её задача – удержать основной звук аккорда.
- Субдоминанта, в отличие от доминанты, стремится к выступлению «на задах», дополняя основную ноту, но не «высовываясь» на первый план.
Однако если рассматривать аккорды в целом, то тоникой можно назвать основной аккорд, доминантой будет совсем другой аккорд, а субдоминантой – третий. Для примера – аккорд До мажор будет иметь доминантой аккорд Соль, а субдоминантой – аккорд Фа. В минорных аккордах работает тот же принцип, однако с одной оговоркой – минорный аккорд не может быть полноценной доминантой, соответственно, если конкретный момент в композиции должен разрешиться в тонику, следует использовать только мажорные аккорды. К примеру, для тональности ля-минор, доминантой будет ми-мажор, а субдоминантой – ре-минор.
В тональности до-мажор и её параллельной тональности ля-минор, самыми логичными и ожидаемыми будут аккорды C, G, F, Am, Dm, Em. Если же использовать до-минор, то к этому списку аккордов можно добавить аккорд Е. Подавляющее большинство современных композиций написано именно по такому принципу, не выходя за рамки тональности в круге. И такой же способ написания собственной композиции рекомендуется использовать всем новичкам. Однако, если подобный подход для вас скучен, попробуйте позаимствовать аккорды из соседних групп.
Заимствование аккордов
Выше мы уже рассмотрели группирование аккордов по степени родства и количеству общих нот. Таким образом, две соседние тональности на квинтовом круге оптимально подходят для заимствования аккордов. Заимствование применяется в том случае, когда стандартных аккордов, указанных в круге недостаточно. Для примера давайте рассмотрим тональности до-мажор и соль-мажор. Они имеют четыре общих аккорда, а это значит, что в нашем аккомпанементе можно применять любой из них и получить достаточно гармоничное звучание без всякого рода «музыкального шума».
Модуляция
Данный приём позволяет менять тональность в процессе исполнения музыкального произведения. И для гармоники, приходится менять тональность на родственную – так композиция будет плавнее и обретёт те самые черты, которые запоминаются. И этот приём можно применять с использованием кварто-квинтового круга, о котором мы с вами говорим.
Как правило, для модуляции аккордов используется модуляционная связка – это общий аккорд для двух тональностей, а также аккорд, свойственный только для той тональности, в которую нужно модулировать звук. Доминантой для таких аккордов, как правило, выступает целая «пачка» септаккордов. Рассмотрим приём модуляции на той же «Кукушке» группы Кино.
В тональности ля-минор эта песня проигрывается аккордами Am, C, F, Dm, F, но вы хотели бы модулировать песню в ми-минор. Наша модуляционная связка тогда будет представлена аккордом G и септаккордом B7 – следовательно, мы будем играть «Кукушку» аккордами Am, C, G, B7. Так мы выведем песню в тональность ля-минор, при этом не особо сыграв на качестве финальной композиции. По этому принципу можно перестроить практически любую композицию – главное, рациональный подход.
Заключение
Как видите, кварто-квинтовый круг действительно полезный инструмент, особенно в умелых руках. С его помощью можно решить целый список задач в музыке, а главное – вы можете сделать интереснее и выразительнее любую композицию. Да, поначалу вам будет непросто, но после того, как поймёте принцип его работы, составление композиций любой сложности не будет нести для вас никакого труда.