Гамма Ре-мажор на гитаре: как правильно строить позиции, ноты, табы, упражнения, советы

В музыке обычно применяют удобные тональности, которые играются на открытых позициях. Гитаристам нравится гамма Ре-мажор, поэтому сегодня мы возьмемся за ее изучение. Это полезный навык, который пригодится для подбора композиций, их обыгрывания.

Общая информация

Гамма Ре-мажор – звукоряд мажорного наклонения. В нем присутствуют два диеза – «фа» и «до». Это необходимо учитывать при разучивании. В музыкальной практике обычно не называют вслух эти знаки альтерации (только при разучивании в школах, институтах), а «держат их в уме». Это позволяет не перегружать речь лишней информацией. А знаки в нотной записи всегда выставляются при ключе.

Сначала разучивается натуральная гамма Ре-мажор. Это сделано для того, чтобы ученик запомнил основные ноты и выучил 2 знака альтерации.

 Краткая инструкция по правильной игре гамм

Сыграть Ре-мажор не сложно, но некоторых советов вс же нужно придерживаться:

  1. Изучайте аппликатуры постепенно. На старайтесь выучить их все сразу за один урок. Лучше прогонять по одной-две позиции, а на следующем уроке закрепить их и приступить к следующим.

  2. Старайтесь отрывать глаза от гитарного грифа. У вас постепенно должно запомниться аппликатурное мышление, что поможет в обыгрывании и импровизации.

  3. Не останавливайтесь на игре в одной ритмике. После разучивания четвертями переходите на восьмые, триоли, квинтоли.

Гамма Ре-мажор – теория простыми словами

Сейчас мы познакомимся с главными, а также побочными ступенями ре-мажора. Кроме того, узнаем про построение звукоряда.

Устойчивые и неустойчивые ступени гаммы Ре-мажор

Устойчивые ступени гаммы Ре-мажор – это 1, 3, 5. В нашем случае это будут ноты: ре, фа# и ля.

Неустойчивые – ми, соль, си, до#.

Как построить гамму

Чтобы правильно построить гамму Ре-мажор, следует воспользоваться тоновой схемой:

  1. От ре откладываем тон, далее еще тон (получается как раз «фа-диез»), потом полутон (соль), Т – Т – Т – П (между «до-диез» и «ре» следующей октавы).

  2. При гармоническом виде понижаем ступень 6 – получается B♭ (си бемоль). При проигрывании в обратном направлении также учитываем ее.

  3. При игре мелодического вида вверх мы исполняем натуральный звукоряд. Вниз – понижаем 6 и 7 (си♭, ля♭).

Параллельная гамма

Параллельной к Ре-мажору является Си-минор. У них совпадают ключевые знаки. Отличаются тоники и устойчивые ступени.

Гамма Ре-мажор ноты и табы

Мы прошли теоретическую часть, и приступаем к практике. Теперь нужно усвоить как играть гамму Ре-мажор. Постепенно выучите одну аппликатуру за другой. Лучше всего проговаривать ноты (со всеми диезами). Особенно обращайте внимание на полутоновые интервалы – это должно отложиться в вашей голове и не создавать заминок.

Аппликатура гаммы

Для ориентировки по схемам, сначала изучите условные обозначения:

  1. Черный кружок – тоника гаммы.

  2. Зеленый кружок – остальные ступени.

  3. Цифра в кружке – номер пальца.

Позиция #1

Начинается с 10 лада (9 также входит). Если вы уже учили до мажор, то заметите, что они идентичны, только отличаются двумя ладами.

Позиция #2

В отличие от до-мажорного звукоряда, в Ре имеются диезы. Не забывайте проговаривать их, когда изучаете данные позиции.

Позиция #3

Так как предыдущая схема была основана на открытых струнах, далее мы идем на второй лад. Посмотрите, как далеко расположены тоники. Когда играете – сделайте на них акцент.

 

Позиция #4

Это предпоследняя вариация набора нот из этой тональности. Используется не очень часто, но может пригодиться для построения аккордов.

Позиция #5

Завершаем наше передвижение по грифу, и пересекаемся рядом нот с первой позицией.

Гамма Ре-мажор «По 3 ноты на струне»

Еще одним вариантом может быть схожий – но по 3 ноты на одной струне.

1 поз-я

Их удобство в том, что мозг лучше запоминает схожие паттерны. Многие из них расположены здесь, только в разном порядке.

2 поз-я

Большинство аппликатур схожи с теми, что были приведены ранее. Но здесь пальцы расположены более компактно.

3 поз-я

Строим гамму от каждой ноты в гамме. Они не всегда заканчиваются на тонику, поэтому могут звучать неоконченно.

4 поз-я

Поиграть до тоник можно самостоятельно, но ваша задача – выучить ноты, которые подходят для импровизации.

5 поз-я

Дойдя до 5 позиции, вы уже знаете весь звукоряд. Поэтому остальные поиграйте для закрепления материала.

6 поз-я

Для удобства игры переходим на открытые струны. Но вы можете самостоятельно построить эти позиции в правой части грифа.

7 поз-я

Заканчиваем изучение на финальном боксе, который перекрещивается с первым.

Упражнения для игры гаммы Ре-мажор

Следующие упражнения не только закрепляют разучивание. Они помогают развить беглость пальцев и аппликатурное мышление.

Упражнение #1

Начинается через открытую струну и заканчивается движением вправо и обратно.

Упражнение #2

Напоминает предыдущее задание, но начинается с первой позиции (если считать от 10 лада).

Упражнение #3

Нужно уметь импровизировать не только на басах, но и на тонких струнах.

Упражнение #4

Оно истекает из предыдущего – позиция та же, но задействует средние струны.

Упражнение #5

Проиграв начальные упражнения, перейдём к более сложному. Оно содержит все струны, поэтому этому заданию следует уделить больше времени.

Заключение и советы

Гамма Ре-мажор отлично подходит для развития импровизации. Она не такая простая, как тональности без знаков, но это только поможет вам продвинуться в обучении. Играйте каждую ноту, проговаривайте вслух, а также выделяйте устойчивые ступени и делайте на них акцент.

Если вам понравилась статья, то напишите комментарий и поделитесь с друзьями в социальных сетях. Задавайте вопросы, если что-то не поняли. Добавьте страницу в закладки, чтобы не пропустить новые задания и упражнения.
Предлагаем вашему вниманию статью — «Гамма Ми-мажор для начинающих«.

Дата публикации: 07.07.2022
Просмотров: 5145
Комментарии (0)